Что думают дончане об отсрочке начала учебного года?
Наш очередной традиционный блиц-опрос общественного мнения был проведен на улицах Донецка 1 сентября – день, когда в течение десятилетий начинался учебный год в школах, училищах, средних и высших учебных заведениях. И вот впервые, пожалуй, со времён Великой Отечественной войны, этот порядок был нарушен. Как известно, по решению Правительства Донецкой Народной Республики начало учебного процесса во всех учебных заведениях, независимо от их уровня, ведомственной принадлежности и формы собственности, сдвинуто на 1 октября. Вызвано это было, разумеется, соображениями безопасности учащихся и преподавателей в условиях продолжающихся военных действий.
Как отнеслись к этой вынужденной мере граждане ДНР? – этому и был посвящён блиц-опрос. Кроме того, респондентам был предложен вопрос более общего характера:
– Предстоящий учебный год будет первым в ДНР как независимом государстве. Какою вы хотели бы видеть сферу образования нашей Республики, что на ваш взгляд, в ней должно измениться?
Дмитрий, студент Донецкого национального технического университета:
– Перенос начала учебного года – шаг, конечно, правильный с учётом того, какая сейчас обстановка. С другой стороны, во-первых, нам, студентам, потом будет очень тяжело нагонять учебные материалы. Во-вторых, мы до сих пор не знаем, когда же конкретно учебный год начнётся. Потому, что по телеканалу ДНР прошла бегущая строчка, что начнётся он 1 октября, но в то же время нам ещё раньше довели, что 15 сентября начнётся сессия. И мы ничего конкретно, особенно с того дня, как в наш первый корпус попал снаряд, не знаем. Среди студентов «гуляет» самая разная информация, а лишний раз ехать в деканат при такой обстановке не очень хочется. А вот моя девушка учится в медицинском, так там идут разговоры о переходе на дистанционное обучение, но конкретно опять-таки ничего не известно. Ну, впрочем, надеюсь, всё это скоро выяснится.
А каких изменений хочется – прежде всего, чтобы прекратилось взяточничество, когда преподаватели вымогают у студентов деньги за «успешную сдачу» зачётов и экзаменов. Правда, в нашем университете я с таким не сталкивался, но, по рассказам друзей, в других вузах всё это процветает.
И ещё, было бы очень желательно, чтобы выпускники вузов имели гарантированное первое рабочее место. Если будет распределение, да ещё в пределах Донецка или области… точнее, в пределах ДНР, – это вообще идеальный вариант.
Надежда Кирилловна, пенсионерка: – У меня внук – школьник, он сейчас с родителями в России, но скоро они должны вернуться. В августе всё время звонили мне, спрашивали насчёт начала учебного года, и будет ли он вообще. Я как-то ходила к школе, где учится внук, вышел охранник, говорит: «Ничего не знаю». А теперь вот увидела в телевизоре бегущую строчку, что занятия начнутся 1 октября, сообщила об этом своим.
Конечно, это правильно, так оно будет безопасней. Да и ничего страшного не случится, если дети лишний месяц отдохнут.
Неясно другое – по каким программам дети будут учиться? Вот в Крыму все школы уже перешли на российские учебные программы, хотелось бы, чтобы так было и у нас. Чтобы русская литература изучалась как основной предмет, а не как «иностранная литература», как это было и остаётся в украинских программах. Русский язык, русская литература, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Тургенев – это же основа, на которой выросли мы. И, надеюсь, вырастут наши внуки. Однако и Шевченко, Котляревского, Лесю Украинку не нужно вычёркивать из нашей жизни, ведь мы воспитывались и на украинской литературе, а зачем нашим внукам терять этот пласт культуры?
Что хотелось бы отменить раз и навсегда – чтобы в школах прекратились поборы с родителей: на уборку школы, на ремонт класса, на подарок классной руководительнице на 8 марта и мало ли ещё на что…
Людмила Сергеевна, пенсионерка: – А у меня внучка – студентка, сейчас с матерью в Славянске, работают там от одной из строительных организаций, ну а в Славянске – сами знаете, какая сейчас власть. Внучка очень хочет побыстрее вернуться, приступить к занятиям. Боится – и я очень боюсь – что опять начнётся там заваруха… ой, не хочу даже об этом говорить.
Что касается программ и языка обучения, то лично я за русский язык и российские программы. А вот для внучки и её родителей это не принципиально. У них смешанная русско-украинская семья, и внучка может учиться хоть по-русски, хоть по-украински, лишь бы преподавание было на высоком уровне.
Анатолий Владимирович, рабочий: – Перенос начала занятий – шаг очень правильный и своевременный. Здоровье и безопасность детей – прежде всего. Очень верю в то, что скоро войска оккупантов будут выбиты с нашей земли, тогда дети смогут спокойно учиться, а их родители – работать и зарабатывать. Поэтому желаю побед нашим ребятам – ополченцам. К сожалению, на войне без потерь не бывает, но всё же очень хочется, чтобы все наши военные вернулись живыми и здоровыми, их же тоже ждут дома дети…
Какими должны быть школьные программы, того я не знаю, не специалист. Главное, чтобы дети получали хорошее образование, выходили из школы воспитанными, культурными людьми.
Катя и Иван, молодые супруги: – Как относиться к отсрочке учебного года? Конечно же, ничего хорошего в этом нет. Но что поделаешь, если ничего другого пока не остаётся? Если бы занятия начались 1 сентября, то ещё вопрос, все ли родители при сегодняшней обстановке пустили бы детей в школу. Мы бы своего ребёнка в такой ситуации – вряд ли…
Хотя он у нас ещё совсем маленький. Но нам, конечно, не безразлично, в какую школу он будет ходить и чему его в ней будут учить.
Прежде всего, считаем, что нельзя трогать нашу историю, как это сделали в украинских учебниках – всё перевернули с ног на голову, бандеровцев сделали героями, а советских солдат – оккупантами. Ещё, разумеется, мы хотим, чтобы наш сын учился в русской школе, на русском языке. При этом, наверное, в нашей Республике никому не будет запрещено учиться в украинских классах, если этого пожелают сами ученики и их родители; пусть будут и татарские, и греческие, и еврейские классы или школы. Но русский, конечно, должен быть государственным языком.
Володя, школьник (перешёл во второй класс): – Пойдём в школу аж 1 октября – класс! Каникулы продолжаются!
Мама Володи (шепчет ему на ухо): – Вова, будь посерьёзней. Скажи, что уже соскучился по школе…
Володя: – А, ну да, соскучился, особенно по друзьям. Что ж я, не понимаю? Учиться надо. И вообще, лучше в школу ходить, чем в подвале сидеть.
Ответы наших земляков, думается, в дополнительных комментариях не нуждаются. Лишь коротко резюмируем: перенос старта учебного процесса все воспринимают как досадное, но совершенно необходимое, вынужденное обстоятельство (легкомыслие Вовочки спишем на возраст). Что касается сферы народного просвещения, то большинство респондентов желает, чтобы в нашей Республике оно было лишено недостатков, присущих украинской «освіті», и в то же время нет смысла отказываться от того положительного, что было наработано и в Советской, и в независимой Украине. Практически все опрошенные считают, что языком обучения должен быть русский, а в более широком смысле, в основе образования должна лежать русская, российская культура.