В осажденном Донецке остались герои Великой Отечественной войны
Дончанин Павел Остряк штурмовал Кенисгберг и сражался с японцами в Манчужирии
Их осталось в живых буквально единицы — героев, которых в уже далеком 1945 году завоевали для советского народа Великую Победу над немецким фашизмом. Так сложилась судьба, что им в столь преклонном возрасте (самым младшим участникам боевых действий в Великой Отечественной войне сегодня под 90 лет) опять пришлось вживую увидеть войну. И больно от того, что это произошло в их родном Донбассе. И наши ветераны снова являются наглядными примерами мужества, оставшись в обстреливаемом тяжелой артиллерией украинской армии осажденном Донецке. Одним из таких героических людей является житель Пролетарского района Донецка, инвалид Великой Отечественной войны 2-й группы, кавалер двух медалей «За отвагу», ордена Славы 3-й степени и ордена Красной Звезды Павел Филиппович Остряк
В Красную Армию попал в свои неполные 17 лет
Будущий отважный солдат появился на свет в 1926 году Гренево Брянской области. Мама Павла Остряка была простой крестьянкой, а папа — служащий. В первые годы Великой Отечественной войны, еще совсем подростком, ему пришлось пережить все ужасы фашистской оккупации. Из истории мы знаем, что Брянщина была партизанским краем и нацисты люто ненавидели всех жителей этого лесного края.
Трудно тогда приходилось всем нашим людям. Бывало, получали плетей от карателей и совсем практически дети. «Моему младшему на два года брату Михаилу досталось так однажды. Одно время немцы преследовали нас с братом. А так обычно занимались мы тяжелым крестьянским трудом. Очень тяжело было выжить», – вспоминает о том времени сегодня ветеран.
Фашистов с Брянщины советские войска выбили осенью 1943 года. После этого Павла Остряка трижды пытались призвать в ряды Красной Армии, но когда узнавали его настоящий возраст попросту отправляли домой. Все-таки в четвертый раз, в неполные свои 17 лет, он был призван на воинскую службу. Сначала Павел попал в 47-й запасной стрелковый полк, который тогда дислоцировался в Ульяновской области, городе Мелекессе (ныне Димитровграде). Так начались военные будни молодого красноармейца. «Там нас в течении полугода в основном обучали стрелковому делу и проводили с нами тактические занятия. Я попал в роту истребителей танков (РИТ). Нас учили пользоваться еще и противотанковыми ружьями», – рассказал корреспонденту Государственного информагенства при Министерстве информации и связи ДНР Павел Филиппович.
За самоотверженный ратный труд был удостоен трех боевых наград и был трижды ранен
В июне 1944 года начинающий солдат был зачислен в маршевую роту для отправки на фронт. Затем их загрузили в товарные вагоны и доставили по железной дороге в Прибалтику. Так Павел Остряк стал бойцом 215-й, Смоленской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, которой командовал генерал-майор Андраник Казарян. На передовую молодой солдат попал не сразу — его отправили на подготовку в школу младших командиров. После месячного обучения в ней Павлу Филипповичу было присвоено звание «младший сержант» и он был отправлен непосредственно на фронт в составе 618-го стрелкового полка.
«Боевое крещение принял на территории Восточной Пруссии. Первыми для меня боями стали ожесточенные схватки с немцами за взятие одного барского дома Варенген на Земландском полуострове. В этих боях полегла почти вся наша рота, но немцев все-таки удалось выбить из особняка», – рассказал ветеран. За эти сражения наш земляк был удостоен первой своей боевой награды — ордена Славы 3-й степени. В хранящемся ныне в Подольском архиве Министерства обороны Российской Федерации наградном листе записано, что «товарищ Остряк умело командуя своим отделением и воодушевляя своим личным примером бойцов на боевые подвиги смело повел на врага и первым достиг траншеи противника не имея никаких потерь». «Лично товарищ Остряк уничтожил 9 гитлеровцев и успешно выполнил поставленную задачу», – отмечается в официальном документе.
На подступах к Кенисгбергу младший сержант был серьезно ранен в левую ногу, но пролечившись всего лишь месяц в полевом госпитале, снова пошел на передовую. Потом еще Павел Филиппович был дважды легко ранен, но строя не покинул. За это на его гимнастерке засверкали уважаемые советскими солдатами две медали «За отвагу».
И на Тихом океане он закончил войну
Далее ветеран Великой Отечественной войны рассказал о некогда совсем секретной информации — эпизоде той войны, который даже сегодня мало изучен историками. «Наша дивизия готовилась к штурму Кенисгберга, но пришел приказ Верховного командования и нас сняли с передовых позиций и начали готовить к новым боям… уже с Японией. Шла подготовка к переброске на Дальний Восток. После недельного отдыха нас после пешего марша к железнодорожной станции, где мы погрузились в «телятники» и отправили на Дальневосточный фронт. Ехали через Москву и там встретили День Победы. Москвички цветы нам дарили в тот день», – рассказывает подробности той военной тайны Павел Филиппович.
Дивизия доехала до станции Мучная в Приморском крае. Дальше после пешего марша советские войска вступили на территорию Манчужирии.
Запомнился Павлу Остряку один из боев с Квантунской армией, когда уже старшему сержанту пригодилось его умение обращаться с противотанковым ружьем. «Японцы засели за стогом сена. Я взял противотанковое ружье у одного из наших бойцов с соседней роты, зарядил зажигательный патрон и где-то метров с 600 выстрелил по копне. Она загорелась и японцы начали разбегаться, а я с ручного пулемета их положил. Тогда японцы отступили и мы пошли дальше вперед», – рассказал о том бое дончанин. За участие в войне с Японией на груди Павла Остряка засверкал орден Красной Звезды.
Служил Родине на протяжении 29 лет
После войны наш земляк еще прослужил до 1951 года, затем после демобилизации вернулся в родные края. Однако через несколько лет ему снова пришлось одеть военную форму — ему предложили учиться в Калининградском пограничном военном училище, то есть в тех местах, где приходилось выбивать фашистов.
Долгие годы Павел Филиппович честно служил своей Родине в разных местах, куда посылала его Родина. Даже был в совершенно секретных войсках, связанных с советскими ядерными силами. Общий стаж службы его составляет 29 лет. Закончил военную карьеру на должности зам. командира инженерной части в звании майора. Когда ему пришлось выбирать место жительства уже в мирной жизни — выбрал в 1972 году город Донецк, где проживала его сестра. Так Павел Остряк оказался в столице Донбасса.
Некоторое время он проработал на должности начальника гражданской обороны Буденновского районе. Кстати, во времена существования Советского Союза вопросу Гражданской обороны населения в «особый» период (имелась ввиду война) уделялось довольно много внимания. «Тогда убежища были в большинстве своем в удовлетворительном состоянии. Это было во всех районах и на многих предприятиях. Все бомбоубежища использовались по своему основному назначению. За этим власть строго следила и спрашивала с отвественных. Это уже после развала Советского Союза забросили всю такую сферу», – заметил майор в отставке. Затем около 30 лет Павел Филиппович трудился на должности юристконсульта в городском управлении жилищно-коммунального хозяйства.
«Эта война раскрыла очень ужасные вещи»
Сегодняшняя война на Донбассе вызывает у Павла Филипповича возмущение и отвращение. «Получается жуткая картина. Я такого абсолютно не ожидал и никогда не думал, что так может произойти, – даже во сне такое не снилось. Эта война раскрыла очень ужасные вещи. Здесь проявилась в большей степени ненависть к власти. В-первую очередь, такое мнение у жителей Юго-Востока. Это я чувствую. И к армии отношение не весьма доброе, поскольку военные натворили «чудес»: разгромили города и поселки. Как видим и Донецку досталось. Теперь любой власти придется заново завоевывать доверие у мирных граждан. Надеемся, что у нее это получится», – таким видением нынешней ситуации поделился заслуженный ветеран Великой Отечественной войны.
В Донецкой Народной Республике свято чтят и уважают боевые подвиги своих дедов и прадедов. Поэтому в канун Дня Освобождения Донбасса в Министерстве труда и социальной политики ДНР была проведена большая работа для того, чтобы взять всех участников боевых действий в Великой Отечественной войне на учет. Это позволит им получать гуманитарную помощь и в последующем оказывать ветеранам те знаки уважения, которые они заслужили своей кровью в борьбе с фашизмом.