5 сентября в Донецке Глава Республики Александр Захарченко заявил:
«Год назад мы согласились сесть за стол переговоров с Киевом. Хочу сказать, что это было непростое решение. Во-первых, на фронте наступил перелом. Напомню, что наши войска тогда взяли под полный контроль Саур-Могилу. И тогда же для украинских войск наступил кошмар под названием «Иловайский котел». По-моему, Генштаб ВСУ до сих пор не может понять, как это произошло. Наш противник не только понес страшные потери, но и был полностью деморализован. Украинские солдаты целыми взводами и ротами сдавались в плен, на них было просто жалко смотреть.
Скажу честно, в той ситуации мы не только могли бы дойти до границ бывшей Донецкой области — мы могли бы дойти и до Днепропетровска с Харьковом. Но, несмотря на это, мы приняли предложение пойти на переговоры.
Мы понимали – главное сохранить жизни людей, ведь каждый день боев это новые жертвы среди наших граждан. Мы решили проявить милосердие к простым украинским парням, которых обмануло собственное правительство – послало на бойню, на верную смерть. И в той ситуации, я считаю, это решение было единственно верным, хотя, повторюсь, оно нам далось нелегко.
Прошел год, но наша позиция осталась неизменной – мы и сегодня готовы обсуждать любые предложения по мирному решению конфликта и требуем остановить войну. Хочу подчеркнуть – нет никакой альтернативы политическому решению конфликта. И нет никакой альтернативы Минскому договору. Все другие варианты только ухудшат ситуацию, приведут к продолжению бессмысленной бойни, разрушениям, экономическому краху. Поэтому самая разумная позиция – придерживаться всех пунктов Минского договора и продолжать вынуждать Украину выполнить все пункты Минских соглашений.
К сожалению, у Киева свой взгляд на процесс переговоров. Создается впечатление, что главная задача киевских переговорщиков — затормозить переговорный процесс, сорвать его, добиться продолжения войны.
Но, хочу заметить, что такая позиция Украины всем уже надоела. И обеим Республикам, и России, и Европейским участникам переговоров.
Я очень надеюсь, что Берлин и Париж проявят, наконец, политическую волю и не на словах, а на деле выступят гарантами Минских соглашений. Все, чего мы требуем — чтобы они заставили Киев приступить к выполнению всех пунктов Договора.
Если говорить о перспективах переговорного процесса, то могу сказать следующее: очередной этап переговоров запланирован на 8 сентября, и по его результатам мы и будем делать выводы о том, как дальше строить диалог с Киевом», – заявил Александр Захарченко.