Во время переговоров в Минске между Донецкой и Луганской народными республиками и Украиной было достигнуто соглашение об обмене военнопленными. Корреспондент Государственного информационного агентства ДНР взял эксклюзивный комментарий у ополченцев, побывавших в застенках СБУ.
«Вывозили нас в сторону Курахово. То ли это была какая-то база, то ли была чья-то дача… На допрос выводили (боевики «Правого сектора» – ред.) в темное время суток в мешке… Если не нравился какой-то ответ, то прибегли к физической силе… Держали к каком-то сарае. Приносили воду раз в день. В пыли, в грязи было такое содержание… Иногда приходили по ночам и запугивали расстрелом, повешеньем.
Потом нас отвезли в Мариуполь, в СБУ. В Мариуполе нас содержали несколько дней в подвале… Сидели на полу со связанными руками, с мешками на голове. Когда войска ДНР начали подходить к Мариуполю, нас погрузили и перевезли в Запорожье. В Запорожье поразбросали по камерам вместе с уголовниками…
После двух недель нас перевезли в Харьковское СБУ… Давали 12 кусочков хлеба на 17 человек и кипяченая вода», – рассказал житель г. Селидово Сергей Жарко.
«Мы были захвачены в плен подразделением национальной гвардии Украины, батальоном «Айдар», среди которого было 12 сотрудников спецподразделения «Альфа». Мы выезжали из поселка Новый Айдар Луганской народной республики, среди нас оказались два предателя, Иуды, которые созвонились с ними и рассказали, где, как и когда мы будем ехать…
Когда вытащили из машины, избивали очень долго и сильно, как садисты. Когда узнали, что мы донские казаки, хотели вообще уничтожить…
Когда перевезли в Половинкино, на место дислокации «Айдара», били, душили, ломали кости, били всем, что попадало под руку. Среди них была и Савченко. Она лично предлагала сдать нас на органы, предлагала убить сразу, чтобы не тратиться на нашу перевозку. Она лично избивала нас, когда мы связанные с мешками на головах стояли, била нас по детородным органам так, что мы, мужчины более 100 кг весом, отрывались от земли. Хотела уничтожить нас только за то, что мы пророссийские, как она сказала…
В г. Харькове нас тоже били, не снимая мешков с головы. Нас заставили дышать пылью какой-то, которой были забиты и легкие, и рот, и нос… После этого нас отвезли в СБУ. Там нас продолжили избивать», – заявил настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Владимир Марецкий.
«Привезли меня в Краматорский аэропорт. Как его называют в Харьковском СБУ сидельцы, это – камера пыток национальной гвардии. Завели меня в яму, накрытую плитами с цепями. К этим цепям приковывают руки. Потом подымают на вытяжку, чтобы человек стоял, чуть ли не на носочках, и начинают допрашивать… Меня лупили три дня. Первую ночь сильно били. Заходили по три-четыре человека… Когда я приехал на Харьковское СИЗО, я был весь в гематомах… Пробовали электрошок. Я скажу, что сильный электрошок. Потом выломали палку и били по спине…
После того, как они получили показания, отправили меня на Изюм, а оттуда – на Харьковское СБУ», – утверждает Вячеслав из г. Славянска.