А.Бородай: Наши войска покинули Славянск. Это печально. Мы потеряли некий символ. Но, если исходить из нужд обороны, — это оправданное решение. Сейчас у нас линия фронта сократилась, и мы можем позволить себе сконцентрировать наши силы в одном месте и наносит более ощутимые удары врагу, всерьез готовить оборону города, активную оборону, мягко говоря, активную. Сейчас военно-политическая ситуация очень серьезная, поэтому, военное положение усиливается. Что я под этим подразумеваю : гражданская жизнь, которую мы пытались сохранить в Донецке и других городах контролируемых ДНР, будет переходить, к сожалению, на военные рельсы.
И.Стрелков: Противник переходит к осаде Донецка, всей Донецко-Макеевской агломерации. Пытается сжать кольцо. На севере наступает со стороны Лисичанска. Вчера нашими под угрозой окружения оставлен Северск. Наши отошли на высоты между Лисичанском и Северском. Наши передовые позиции проходят по линии Попасная-Горловка-Дзержинск и далее на Донецк. Сегодня с утра начались упорные бои в районе Карловки. Противник попытался атаковать танками и пехотой. Атака была отбита, два танка уничтожены, пехота отражена. до настоящего времени продолжается артиллерийский бой. Туда отправлено подкрепление, которое должно отразить атаку противника. К сожалению у нас так же, есть потери. Далее фронт от Карловки проходит по западным окраинам Донецка, по пригородным поселкам, по южным окраинам Донецка до Иловайска и до линии на Шахтерск-Торез-Снежное . Основные боевые действия концентрируются в районе Саур-Могилы, деревень Дмитриевка и Степановка, где проходят непрекращающиеся позиционные бои и обмен артиллерийскими ударами. Сегодня в 14 часов наши подразделения спец назначения атаковали позиции противника в районе аэропорта. Задача захвата аэропорта не ставилась. Тем не менее, противник понес серьезные потери в живой силе. С нашей стороны потерь нет. Обстановка в целом напряженная, однако, ополченцы готовы твердо оборонять Донецк и всю Донецкую агломерацию, не допустить проникновения противника внутрь города и окружения Донецка с востока и северо-востока. Мы твердо уверены в содействии подразделений Мозгового, оперативно подчиненных нашему штабу, так же мы имеем необходимые резервы для парирования удара. Эти резервы нам удалось высвободить, очистив Славянск, Краматорск, Константиновку, Дружковку. К сожалению, по-другому этих резервов высвободить мы не могли никак.
А.Б.: В тех условиях, в которых мы сейчас находимся, мы вынуждены думать о частичной эвакуации некоторых районов Донецка. Хотели бы подготовить и российскую и мировую общественность. Будет эвакуировано несколько сотен тысяч мирных жителей. Мы вынуждены будем действовать таким образом, чтобы попытаться предотвратить гуманитарную катастрофу и гибель большого количества мирных жителей. Теперь относительно слухов о противоречиях между силовыми структурами, успешно осуществляемых противником, а также слухах о неких коммерческих схемах, которые, якобы, существуют, и в них замешаны некоторые силовые структуры. Никаких противоречий и коммерческих схем не существует: это ложь и дезинформация. Сейчас начинается совместная работа. Совет командиров в ближайшее время начнет действовать, и мы получим организованную работу всех силовых подразделений на территории ДНР.
Вопрос: Чем Вы занимались в Москве и с кем Вы встречались?»
А.Б.: Я вел политические консультации в Москве. С кем я встречался — оглашать не буду. Это некий секрет из области военных тайн. Я считаю эти консультации успешными, и очень рассчитываю на помощь РФ в самое ближайшее время. Русский народ сам по себе оказывает нам колоссальную помощь как добровольцами, так и гуманитарную. Думаю, эта помощь будет еще усиливаться.»
Вопрос: Как и когда будет осуществляться эвакуация населения?»
А.Б.: Эвакуация будет осуществляться в ближайшее время. Куда? Куда люди будут эвакуироваться? Я думаю, подавляющее большинство захочет эвакуироваться в РФ. Проходить эвакуация будет на добровольной основе.»
Вопрос: — Сущетвует ли сотрудничество с военными силами ЛНР?
А.Б.: — Поскольку мы являемся должностными лицами ДНР, отвечу: сотрудничество между госструктурами ДНР и ЛНР существует. Это федерация, две ее части , которые называются Новороссия.
И.С.: Сейчас формируется совместный штаб силовых структур ДНР и ЛНР. В ближайшее время будет сформирована единая команда Новороссии.
Вопрос: — Какие у вас отношения с Донецким городским головой? Сейчас одно из интернет-изданий заявило, что руководство ДНР поставило Лукьянченко ультиматум: в течение 12 часов принять некое решение. Известно ли вам об этом ультиматуме, и в чем он состоит?
А.Б.: Ультиматума не было, а разговор Игоря Ивановича с мэром состоялся. И я полностью поддерживаю позицию Игоря Ивановича. Мэр осажденного города должен не просто взаимодействовать, поддерживать позицию тех, кто в этом городе обороняется. Если мэр готов плотно сотрудничать с нами, он остается мэром. Мы знаем его как хорошего хозяйственника. Если он будет продолжать играть в политику, предлагать нам переговоры, свое посредничество в этих переговорах, что он делал много раз, то нам это абсолютно неинтересно. Он мэр или политик? Мы его как политика или посредника в наших «отношениях с Киевом» не рассматриваем, мы его рассматриваем в качестве мэра. Если он таковым не хочет оставаться, он должен будет уйти. Уйти – это не значит быть расстрелянным, это взять свои вещи и просто уйти.
Вопрос: — Вы знаете, кто может занять место мэра?
А.Б.: — Мы рассматриваем кандидатуры. Но это должен быть хозяйственник и человек, лояльный к власти ДНР.
Вопрос: ДНР, Народное ополчение Донбасса позиционируется как люди Донбасса. Как объяснить, что перед нами сидят два гражданина РФ, которые всем этим процессом командуют?
А.Б: Так бывает. Мы оба являемся с давних пор добровольцами. Добровольческое движение в России развито. Люди Донбасса поднялись сами по себе. То, что в силу некой компетенции, наших способностей мы оказались во главе этого движения – это нормально и естественно. Учитывая, что все освободительное движение Донбасса ориентировано на РФ, духовно, если хотите. Люди ждут прихода сюда Москвы в лучшем понимании, жаждут, молятся, когда же этот приход произойдет. Людей из Москвы в ДНР будет становиться все больше и больше. Мы на ближайшем заседании ВС хотим представить кандидатуру нового первого вице-премьера ДНР- Антюфеева Владимира Юрьевича. Этот человек журналистам должен быть хорошо известен.
В.Антюфеев: Я, Антюфеев Владимир Юрьевич, 1951 г.р.. русский, гражданин РФ. Образование базовое, юридическое. Далее – Академия Государственной службы при Президенте РФ (кафедра национальной безопасности). Кандидат политических наук, профессор военных наук, генерал-лейтенант. Всю свою жизнь, находясь на службе, я посвятил борьбе с национал-фашизмом в Латвии, Молдавии. Грузии. А теперь на Украине. Имею государственные награды: СССР, РФ, Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии. Я приглашен руководством ДНР для организации работы правоохранительных структур, поскольку национал-фашисты Украины развязали войну под руководством киевского правительства против народа Юго-Востока, разрушили работу этих структур. Моя задача, опираясь на местные кадры, воссоздать деятельность этих структур. Чтобы каждый гражданин ДНР был уверен, что его физические и имущественные права защищены. Свою деятельность буду организовывать на строгом соблюдении закона, высшей справедливости и высокой гражданской позиции.
Вопрос: За что Вы будете отвечать в новом правительстве?
В.А.: В моем ведении госбезопасность, МВД, суды, юстиция, таможня.
Вопрос: Кому сейчас подчиняется батальон «Восток» и какие полномочия у Ходаковского?
И.С.: Батальон «Восток» находится в составе госбезопасности. Все подразделения батальона, которые несут службу на передовых позициях, находятся в оперативном подчинении штаба ополчения.
А.Б: Александр Ходаковский является министром госбезопасности, батальон «Восток» — подчиненное ему воинское подразделение. Сейчас батальон находится, в основном, на передовой, поэтому оперативно подчиняется штабу ополчения.
Вопрос: Если положение станет таким же критическим, как в Славянске, предусмотрен ли отход войск?
А.Б: Нет, не предусмотрен. Мы будем оборонять территорию ДНР. Не просто оборонять,- мы будем очищать ее от оккупантов, которые действительно держат сейчас под контролем значительную часть республики. Но я уверен в том, что это — абсолютно временное явление. По поводу Мариуполя. Держитесь! Я думаю, что мы придем на помощь, постараемся сделать это в самое ближайшее время.
Вопрос: Что вы можете сказать по поводу заявления Кургиняна?
И.С.: Мне передали содержание заявления, но оно меня не задело. В своих действиях я руководствуюсь военной целесообразностью и своей совестью. Военная целесообразность вывода гарнизона из Славянска – очевидна, моя совесть спокойна. Поэтому господин Кургинян может заявлять все, что ему угодно.
А.Б: Я кое-что добавлю по поводу заявления Кургиняна. У меня возникло стойкое желание арестовать г-на Кургиняна, потому что его заявление является элементом вражеской украинской пропаганды. Я бы не стал долго держать его, а отправил туда, откуда по сути своего заявления он пришел – к украинским позициям. Возникли определенные слухи. Что Кургинян представляет какую-то кремлевскую структуру. Я навел справки: никакую кремлевскую структуру он не представляет. А заказчиков деятельности господина Кургиняна надо искать западнее города Москвы.
Вопрос: Могли бы Вы прояснить ситуацию с «Востоком»? Вчера Павел Губарев заявил, что батальон не подчиняется руководству ДНР и переехал в Макеевку, и он пообещал, что в ближайшее время мы узнаем какие-то факты, источником которых он хотел быть.
А.Б: С Александром Ходаковским я беседовал вчера. Никаких такого рода проблем с ним нет на данный момент.
И.С.: В случае, когда партизанское, по сути, движение начинает превращаться в регулярную армию, естественно, происходит масса непредусмотренных коллизий. Столкновений каких-то личных амбиций, интересов и прочих, не предусмотренных Уставами, вещей. Но, тем не менее, придавать им какое-то критическое значение, этим стычкам, несостыковкам, отсутствию взаимопонимания, не стоит. Господин Ходаковский бывал у меня в Славянске дважды в конце апреля текущего года, и мы с ним нашли тогда вполне нормальный общий язык и договаривались об определённом взаимодействии. Я уверен, что мы с ним договоримся о встрече и обязательно найдём этот общий язык и будем действовать совместно, рука об руку. Что касается всего остального, то хочу сказать, что подразделения батальона «Восток» сейчас непосредственно взаимодействуют с ополчением, выполняют боевые задачи, и выполняют их не первый день. А координация между штабами ополчения и «Востока» существует с первого дня нашего прибытия в город Донецк.
Вопрос: Знаете ли вы, сколько людей на данный момент покинули город Донецк? Потому что сегодня была информация от представителя ОБСЕ, который сказал, что 100 тыс. людей выехали из города.
А.Б: По моим данным Донецк покинуло на сегодняшний день более 70 тыс. жителей. Это правда, действительно. Пусть не 100 тысяч, а более 70. Естественно, этот процесс будет продолжаться: чем хуже будет становиться ситуация, чем более опасной для физического существования, чем более сложной с социальной точки зрения, тем больше будет этот поток. Напомню, я неоднократно публично заявлял, что территории ДНР, территории Донбасса не просто угрожает гуманитарная катастрофа, она, в общем, уже наступила. Она, как и любое явление подобного рода, не возникает мгновенно во всей полноте, а развивается постепенно. В Славянске подобная ситуация существовала давно и там она была совсем плохой. Здесь она также будет стремиться к ухудшению и люди будут покидать город и другие населённые пункты, находящиеся на территории ДНР – это естественно. И мы пытаемся им в этом помочь. …
А.Б: К нам из России сегодня прибыла «Икона ополчения» Тихвинской Божьей Матери. Это икона, которую русские ополченцы, русские воины чтили ещё во время Отечественной Войны 1812 года. Мы очень благодарны тем людям, которые нам эту икону привезли, чтобы мы все, наши бойцы, всех наших подразделений и батальонов Республиканской Гвардии, могли поклониться ей. Нам, как людям православным, эта икона поможет защитить землю, людей, отбросить противника и, в конце-концов, победить
Вопрос: Мы так и не знаем, какие потери понесло ополчение при уходе из Славянска. Нет чёткой информации о человеческих жертвах, о том, сколько там осталось оружия, бронетехники.
И.С.: Скажем так, 90% личного состава покинуло Славянск и благополучно прибыло в Донецк. Мы понесли бОльшие потери, скажем так, нестойкими дезертирами из Краматорского гарнизона, чем потерями убитыми и раненными при выходе из Славянска. Конкретное число я не могу вам назвать по соображениям военной тайны. Потери были, в основном, понесены в самом конце прорыва в результате некомпетентности одного из командиров. В Славянске после отхода осталось некоторое количество боеприпасов. И некоторое количество боевой техники было подбито, как я уже сказал, в самом конце операции по прорыву. Всё стрелковое оружие, бОльшая часть тяжёлого вооружения, артиллерийского, находится сейчас здесь.
Вопрос: Игорь Иванович, в силу того, что вы долгое время находились в Славянске, и у журналистов не было возможности так близко с вами общаться, о вас рождалось очень много слухов, о которых вы, наверное, тоже слышали. Скажите, какой из фейков вас больше всего удивил, поразил? Если такие есть…
И.С.: Что я вспарываю людям животы и пускаю их вниз по реке. Честно сказать, я выполняю свой долг, как я его вижу, и меня мало волнует, на самом деле, какие слухи распускаются. Главное, чтоб моя совесть была спокойна, и я был уверен в правильности того, что я делаю.
Вопрос: Где вы служили в России?
Вопрос: Являетесь ли вы сотрудником ГРУ Генштаба или каких-нибудь других спецслужб России? Сейчас или в прошлом?
И.С.: В прошлом я являлся сотрудником Федеральной службы безопасности. Уволился: 31 марта был отчислен из части, в звании полковника, в запас.
Вопрос: Вы воевали в бывшей Югославии? В какое время?
И.С.: Да, я воевал в Приднестровье, 5 месяцев воевал в Сербской Боснии (с 30 октября 1992 по 26 марта 1993 года), участвовал в 1-й и 2-й чеченских войнах достаточно длительное время.
Вопрос: Игорь Иванович, сколько человек записалось в ополчение после вашего перебазирования?
И.С.: Очень много. Дело в том, что, как минимум, к нам пришло несколько батальонов сразу численностью от 300 до 500 человек, которые здесь были в стадии формирования, и они сразу перешли под руководство ополчения. Каждый день к нам приходят люди как в штаб, так и в батальоны, которые выдвинуты на окраины города, поэтому, сказать, сколько конкретно, мне очень сложно. Более тысячи человек за прошедшие дни.
Вопрос: Александр Юрьевич, остаётся ли Денис Пушилин председателем Верховного Совета ДНР?
А.Б: Пока ВС не проголосует по-другому, пока остаётся. Хотя всё возможно.
Вопрос: Есть информация, что некоторых районов города может коснуться эвакуация. Если можно, конкретизируйте, пожалуйста, каких именно?
А.Б: По соображению, как раз, безопасности, я конкретизировать эту информацию не буду. Районы уже назначены. Я боюсь, что эвакуация может коснуться, как минимум, нескольких десятков тысяч людей.
Вопрос: Десятков?
А.Б.: Да. Для начала. Дальше посмотрим, по ситуации.
Вопрос: Александр Юрьевич, скажите, где вы с Игорем Ивановичем познакомились? В Чечне? Вы же давно друг друга знаете?
А.Б: Давно. С 1996 года. В Чечне нас познакомила одна общая знакомая. Я тоже был в Приднестровье. Но мы были на разных абсолютно участках. (К Стрелкову) Ты в Бендерах же был?
И.С.: Да.
А.Б: А я был на Кицканском плацдарме.
Вопрос: А вы журналистом были?
А.Б.: Нет, я тоже был добровольцем… В общем, вы видите, нас здесь три человека, которых судьба связала в Приднестровье. Владимир Юрьевич тоже был в эту пору в Приднестровье, можно сказать, добровольцем, только в ранге министра госбезопасности. Вопрос: Что хорошего сейчас в Приднестровье? Там бедно. Чего вы там добились? Не повторится ли здесь тот же вариант: непризнанное государство без экономики.
А.Б.: Я бы не сказал, что ПМР – непризнанное государство без экономики. Более того, хочу вам сказать, что Приднестровье пока живёт. А вот состояние, в которое оно попало в 1992-м году, привело бы к тому, что там люди, русские люди, в частности, жить бы не могли. Они были бы или изгнаны, или убиты.
В.А: ПМР проявляла и проявило чудеса выживаемости. Любое другое государство было бы разрушено, население рассеяно, при том давлении, которое оказывалось на народ Приднестровья, на его государство. Приднестровье – это символ борьбы русского народа против национал-фашизма. Это русская Испания.
Вопрос: Два священника УПЦ КП находятся в Донецке. От них требуют, чтобы они вызвали сюда епископа украинской церкви под любым предлогом. Они отказались, их увезли в неизвестном направлении. Что вы можете об этом сказать?
А.Б.: Об этих случаях мне ничего не известно, к сожалению. Я возвратился в Донецк совсем недавно. Сведений таких у меня нет. Я обязательно наведу справки. Спасибо за информацию.
Вопрос: Как вы собираетесь эвакуировать десятки тысяч людей? На автобусах?
А.Б.: Это технический вопрос. Мы знаем, как это организовать. И с этой задачей справимся.
Вопрос: Вы встретились с господином Ахметовым в Москве?
А.Б.: Нет, не встречался. Не было такого случая.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к решению возглавить местное ополчение?
И.С.: Ко мне обратились с просьбой помочь в организации отрядов, возглавить группу, которая готова была поднять восстание. Это были люди, которые были со мной в Крыму в одном добровольческом подразделении. Они сочли, что я смогу это сделать успешно. Успешнее, чем они. Я согласился на их предложение. Вопрос: Если ополченец хочет сдать оружие, вы ему разрешите, или нет?
И.С.: Сдать оружие кому?
Корреспондент: Уехать домой или уехать в Россию. Больше не воевать.
И.С.: Это зависит от того, в каких условиях происходит сдача и кому он собирается сдать. Если он собирается сдать оружие украинским войскам, такой ополченец будет предан военно-полевому суду. Если он желает покинуть подразделение по каким-либо другим причинам, он должен подать, как это делается во всех армиях мира, рапорт, этот рапорт будет рассмотрен его руководством, и решение будет принято по мотивам данного рапорта. Или положительное, или отрицательное. То, которое предусмотрено согласно Воинскому Уставу.