Военные власти Макеевки были вынуждены вмешаться и попытаться урегулировать конфликт, который, как оказалось, уже долгое время терзает коллектив Макеевского психоневрологического интерната.
Это учреждение, по своей ведомственной принадлежности ранее подчинявшееся министерству труда и социальной политики Украины, находится в посёлке Восточный Червоногвардейского района Макеевки. Здесь постоянно живут и лечатся совершеннолетние мужчины, страдающие различными психическими и неврологическими болезнями. Интернат, открытый ещё в незапамятные советские времена, работает уже несколько десятков лет.
Что касается внутренних склок среди медицинского и обслуживающего персонала интерната, то информация об этом выплыла наружу за стены учреждения благодаря дикому и до сих пор не поддающемуся объяснению случаю. Началось с того, что несколько дней назад рядовые сотрудники обратились в Червоногвардейскую военную комендатуру и выплеснули своё негодование: оказывается, в ямы, выкопанные на территории интерната, было выброшено большое количество заплесневелых буханок хлеба, до того хранившихся на кухне и предназначавшихся к столу пациентов. И это – в то время, когда ввиду переживаемых Республикой трудностей был урезан рацион подопечных интерната, а сотрудники уже четыре месяца не получают зарплат и пенсий!
По сигналу сотрудников в интернат прибыли представители Червоногвардейской военной комендатуры и батальона «Меч», а также журналисты Государственного информационного агентства ДНР. Которые и зафиксировали на видеокамеру и свалки испорченного, не пригодного к употреблению хлеба, и возмущённые комментарии сотрудников учреждения.
Не менее были шокированы увиденным и представители военных властей. Придя к выводу, что оставлять без внимания скандальное происшествие недопустимо, они инициировали собрание трудового коллектива с целью выяснить причины случившегося, пресечь подобное в будущем, выявить виновных.
Собрание, на котором присутствовало большинство работников, прошло 14 октября в актовом зале интерната. В состоявшемся обсуждении наболевших проблем приняли участие представители Червоногвардейской военной комендатуры и заместитель командира батальона «Меч».
Дискуссия началась с вопроса о выброшенных на помойку буханках. При этом многие сотрудники склонялись к мысли о том, что доведение большой партии хлеба до непригодного состояния – результат его неправильного хранения, а в конечном счёте – халатности и разгильдяйства, вина за которые в конечном счёте лежит на директоре интерната Елене Поляковой. Она же, в свою очередь, приводила множество оправдательных аргументов, – пока, наконец, из её уст не прозвучала оригинальная версия: хлеб якобы специально испортили и подбросили в ямы (которые сами же и вырыли) некоторые сотрудники, – для того, чтобы дискредитировать её, Елену Ивановну.
Следует признать, что в ходе этого собрания причины порчи хлеба и «погребения» его в помойных ямах так и не были установлены (думается, до этого черёд ещё дойдёт). Но оказалось, что «помойный вопрос», как это ни кощунственно прозвучит к святому понятию «хлеб», – не самый главный; выяснилось, что вся эта история – лишь следствие тех, мягко говоря, порядков, – вернее, беспорядков, которые давно царят в социальном учреждении. И сколь бы ни был возмутителен случай с выброшенным хлебом, он оказался полезен тем, что благодаря ему лопнул нарыв, давно отравлявший атмосферу взаимоотношений в коллективе. В ходе развернувшейся на собрании дискуссии, с каждой минутой становившейся всё более и более эмоциональной, выявились такие вещи, как взаимная неприязнь и скандалы между теми или иными работниками, а также между директором и некоторыми её подчинёнными. Принявшие участие в собрании ранее уволенные или уволившиеся по собственному желанию сотрудники напрямую обвиняли Елену Полякову в тирании, запугивании неугодных ей подчинённых. Говорилось о нарушениях трудовой дисциплины, о нерациональной организации рабочего дня; об отсутствии надлежащего контроля при закладке продуктов в котёл при приготовлении пищи для пациентов. Прозвучал вопрос: почему из должностных обязанностей охранников изъяли такую функцию, как контроль за выходящими из интерната сотрудниками, – говоря попросту, проверке, «кто чего в сумках несёт». Впрочем, в конце концов разговор дошёл и до этого, до взаимных обвинений – надо называть вещи своими именами – в воровстве.
Оговоримся сразу: пока виновность тех или иных лиц не доказана в законном порядке, мы не вправе высказывать свои предположения и выводы на этот счёт. Но, как бы то ни было, а ответственность за положение дел в любой организации несёт первый руководитель. И поэтому, независимо от того, справедливы или несправедливы упрёки Елены Поляковой в адрес некоторых её сотрудников, а всё-таки именно с неё надо спрашивать за то, что допустила в вверенном ей коллективе такой «дурдом». И пусть не покажется это слово насмешливо-циничным, коль речь идёт о специфике такого учреждения, как психоневрологический интернат.
Вот кто действительно оказался самым пострадавшим в этой неприглядной истории, так это контингент подопечных – т.е. жильцов интерната. С некоторыми из них по окончанию собрания беседовал представитель Червоногвардейской комендатуры, и они заявляли, что в последнее время условия их проживания стали гораздо хуже; причём это ухудшение началось ещё до начала военных действий на территории ДНР, – а собственно говоря, когда ещё и самой ДНР не существовало.
Нельзя не сказать и том, что во время собрания, когда эмоции уж совсем «зашкаливали», а сотрудники интерната (точнее, сотрудницы, ибо в коллективе женщины составляют абсолютное большинство) срывались на взаимные оскорбления и даже ненормативную лексику, – их неоднократно призывал к порядку и взывал к совести руководивший ходом собрания заместитель командира батальона «Меч». Он говорил о том, насколько стыдно заниматься склоками и «интригами» – не говоря уж о кое-каких делах похуже; это было недопустимо и в мирное время, а уж сейчас, когда Республика борется за само своё существование, – просто преступно. Он призвал решительно отбросить всё мелкое, вредное, ненужное, – а просто честно и добросовестно выполнять свои служебные обязанности.
Но благими призывами дело, конечно, не ограничится. Как заявили представители военных властей, относительно положения дел в Макеевском психоневрологическом интернате будет проведено самое тщательное и всестороннее расследование. И с этого дня над работой учреждения устанавливается жёсткий контроль, при котором будут решительно пресекаться любые возможные попытки хищений, злоупотребления служебным положением, грубых нарушений дисциплины и т.п.
Поэтому точка в этой истории пока не ставится.