Признаки медленного, но неуклонного возвращения Ясиноватой к обычному мирному укладу жизни ещё, может быть, не столь яркие и впечатляющие, но они видны.

Один из таких признаков – возобновление регулярного движения пассажирских рейсовых автобусов. Сегодня это уже выглядит как контраст по сравнению с ещё совсем недавним прошлым, когда, например, наши корреспонденты могли прорваться в этот город лишь «оказией» с гуманитарными транспортами, следовавшими из Донецка под охраной вооружённых автоматами воинов. Правда, и сейчас ещё единственной трассой, связывающей Ясиноватую с внешним миром, остаётся Макеевское шоссе. Но зато по этой дороге наладилось движение 106-го автобуса на Донецк через Макеевку (а внутри Ясиноватой автобус вновь, как и раньше, совершает полный круг от железнодорожного вокзала до машиностроительного завода), а буквально несколько дней назад возобновил работу автобус 34-го маршрута, связывающего Ясиноватую с центром Макеевки. Услугой «тридцатичетвёрки» и воспользовались корреспонденты Государственного информагентства ДНР, посетившие Ясиноватую этими днями.
Кстати, ещё несколько слов о транспорте – железнодорожном. К сожалению, тих и безлюден Ясиноватский вокзал. Движение пассажирских поездов через эту узловую станцию (которую в своё время заслуженно называли «железнодорожными воротами Донбасса»), как известно, было приостановлено в связи с боевыми действиями. Однако нас порадовали два дежуривших на вокзале представителя администрации: оказывается, по линии Донецк-Иловайск возобновляется движение пригородных поездов. Досадно, что спустя пару дней после того, как мы услышали эту приятную новость, военная ситуация в очередной раз внесла свои коррективы в расписание. Из-за того, что в результате «укроповских» артобстрелов вновь был нанесён ущерб участку пути близ Донецка, пригородные дизель-поезда теперь следуют лишь из Ясиноватой до Иловайска по двум веткам – через Макеевку-Криничную-Харцызск и через станции «Кальмиус»-Донецк-2-Мушкетово.

Но работники железной дороги в нынешней сложной и нестабильной ситуации, в единой связке с Министерством транспорта ДНР, делают всё от них зависящее, чтобы завершить ремонты контактной сети и путевого хозяйства, как можно быстрее наладить и пассажирское, и грузовое сообщение. Не зря Ясиноватую называют «городом железнодорожников».

А другой её «титул» – «город машиностроителей», ведь здесь расположен один из флагманов машиностроения для угольной отрасли – Ясиноватский машиностроительный завод. Коллективу ЯМЗ приходится сегодня, наверное, даже потяжелее, чем железнодорожникам: уж слишком близко от завода находятся позиции войск киевской хунты, и в результате их артобстрелов производственным зданиям нанесён колоссальный ущерб. В нынешнее время работники машзавода выходят на работу лишь в утреннюю смену, занимаются уборкой цехов и территории от завалов и мусора, налаживают ремонт зданий и оборудования. Видимо, возрождение предприятия начнётся после решающего перелома на фронтах, – когда, по крайней мере, Армия ДНР отгонит противника на значительное расстояние, чтобы завод мог начать вести производственную деятельность. А перспектива у предприятия есть: ведь на территории Республики начинает возрождаться угольная отрасль, шахтам потребуются (и уже требуются) горная техника, запчасти, комплектующие. Следовательно, пойдут заказы на ЯМЗ.

…А тем временем в центральной части города в это солнечное осеннее утро наблюдается оживление. Особенно многолюдно на центральном рынке (невзирая на то, что он получил серьёзные повреждения в период интенсивных обстрелов): сельхозпроизводители и торговцы, после того, как движение по шоссе стало безопасным, завезли в больших количествах картошку и прочую овощную продукцию, и местные жители спешат сделать запасы на зиму. Хотя, наверняка, и не у всех ясиноватцев остались значительные денежные сбережения, – но многих обнадёживает начавшийся в Ясиноватой, как и в других городах Республики, процесс социальных выплат, назначенных Правительством ДНР. Кстати говоря, в Ясиноватой уже идут социальные выплаты работникам сферы образования.

…Выстроилась небольшая очередь в хлебный ларёк. Временами без очередей пока что не обходится. Но Ясиноватский хлебозавод (широко известный далеко за пределами города высоким качеством своей продукции) при содействии местных день ото дня набирает обороты и, думается, в скором времени не только в качественном, но и в количественном отношении полностью удовлетворит жителей Ясиноватой – тех, кто пережил здесь самые трудные опасные дни и тех, кто продолжает возвращаться в свой город.

Да, в течение последнего времени имеется устойчивая тенденция к росту населения города – точнее, к возвращению его до уровня, близкого к довоенному. А, соответственно, расширяется круг забот местной власти в лице военной комендатуры.
– Первоначально, когда управлять городом было поручено военным властям, в тот период мирных жителей оставалось относительно мало, поскольку многие уехали, – сказал помощник военного коменданта Владимир Ткаченко, с которым мы встретились во время нашего визита в Ясиноватую. – Но, как это уже стало типичной картиной во многих городах республики, военная комендатура взяла на себя функции органа гражданской власти и местного самоуправления. И по мере того, как люди в массовом порядке стали возвращаться, на нас многократно увеличилась нагрузка именно по части сугубо гражданских проблем – социальных, коммунальных.

Как сообщил Владимир Владимирович, самой приоритетной задачей военной комендатуры стало обеспечение жизнедеятельности инфраструктуры города. А для этого, в первую очередь, нужно было привлечь к работе кадровый потенциал местного самоуправления, и к сегодняшнему дню многие сотрудники горисполкома и Ясиноватской районной администрации уже вернулись к своим обязанностям. Воссоздан отдел образования, который возглавил помощник коменданта по вопросам образования. Вновь начали работать ЗАГС, БТИ. И, самое, пожалуй, главное, – в преддверии отопительного сезона была организована централизованная, налаженная по единому плану работа основных коммунальных организаций, ответственных за жизнедеятельность города – теплосети, горводоканала, электросети, горгаза. Есть надежда, что к наступлению холодов жители города не останутся без этих коммунальных благ.
Немало проблем удалось решить за сравнительно небольшое время, прошедшее с тех пор, как Ясиноватая перестала быть зоной боевых действий и подвергаться регулярным обстрелам. Часть жителей, чьё жильё было разрушено, переселена в общежития. Правда, не все пострадавшие стремятся туда заселиться хотя бы и временно: кто-то находит приют и друзей и родственников, а кто-то предпочитает жить в подвалах, как говорится, «на родных пепелищах», опасаясь бросить без присмотра уцелевшее имущество. Но, во всяком случае, общежития готовы принять всех, кто в них нуждается, причём переселенцы будут пользоваться предусмотренной для этих случаев гуманитарной помощью.
Налажена организованная и так же ведущаяся по единому плану работа по оказанию жителям города гуманитарной помощи.

Продолжается и работа по оценке ущерба, нанесённого городу и его жителям действиями украинских войск, действует созданная для этого комиссия. Предстоит определить предстоящие затраты труда, материалов и денег, которые потребуются для того, чтобы возродить (в ряде случаев – в буквальном смысле возродить из пепла) всё повреждённое, разрушенное.
А пока что ставшие, к сожалению, привычными виды руин и пожарищ контрастируют с тем оживлением, которую можно наблюдать на улицах города в светлое время суток, со всеми теми приметами, которые свидетельствуют: всё наладится, всё устроится в городе железнодорожников и машиностроителей.